В последнее время участились дискуссии о суицидальном поведении среди подростков. Вопреки распространенному мнению, суицидальные наклонности не всегда связаны с психическими расстройствами. Подростковый возраст сам по себе является фактором риска из-за физиологических и гормональных изменений, описанных Стэнли Холлом как «время бури и натиска». Интенсивное развитие эндокринной системы опережает развитие нервной системы, усиливая процессы возбуждения над процессами торможения. Но главный конфликт подросткового кризиса – между «Я» ребенка и внешним миром с его стремлением к независимости и признанию, что приводит к внутренней дисгармонии и конфликтам.

Распространенное заблуждение, что у суицида всегда есть конкретная причина, однако это не всегда так. Суицид является результатом сложного переплетения факторов, таких как недостаточная психологическая устойчивость, нехватка эмоциональной поддержки и отсутствие собственных устремлений. Современные дети, зачастую огражденные от трудностей, не готовы переживать разочарования, а потому очень болезненно воспринимают свои неудачи. Любая такая неудача воспринимается крайне остро, раздуваясь до масштабов личной катастрофы. В таких ситуациях они оказываются беспомощными перед лицом проблем, причиняющих им боль суицид становится способом избежать боли и страданий. Кроме того, современные дети, получая все желаемое без усилий, не развивают внутреннюю мотивацию, выдержку и умение добиваться целей. Это приводит к апатии, чувству бессмысленности и, как следствие, к депрессии. Отсутствие внутренней мотивации толкает подростков к поиску внешних стимулов, что может проявляться в злоупотреблении ПАВ, азартных играх, рискованных действиях, «играх в смерть», таких как зацепинг, скайуокинг, руфинг, др.

Особенно стоит отметить, что в подростковом возрасте особенно остро ощущается потребность в любви и поддержке со стороны близких, даже если внешне подросток это отрицает. Он стремится к безусловной любви, независимо от его поведения или успехов. А родители часто игнорируют сложные эмоциональные процессы подростков, раздражаясь на их «новое» поведение и пытаясь вернуть их к «прежним» нормам через нотации и угрозы. При этом, взрослые недооценивают важность проблем, возникающих у детей, таких как конфликты в школе с друзьями или безответную первую любовь, считая их «ерундой», когда для подростка это может быть личной трагедией. Анализ суицидальных попыток показывает, что дети часто подают сигналы о помощи, желая быть услышанными. Предотвращение суицида возможно, если родители будут внимательны к тревожным признакам и научатся их распознавать.

Участившиеся разговоры о смерти, угрозы самоубийством, прощальные сообщения в интернете, резкие перемены в поведении (потеря аппетита/сна, пренебрежение внешностью или внезапное стремление выглядеть безупречно), уход от реальности (игры с «перерождением», суицидальные интернет-сообщества) – опасные сигналы. Саморазрушающее поведение из-за потери контроля также создает высокий риск. Важно помнить, что подростковый период – это сложное время и для ребёнка, и для родителя. Чтобы пройти его успешно, необходимо установить чёткие границы, предоставить ребёнку свободу в рамках этих границ, а главное – любить и поддерживать его, давая понять, что он всегда может обратиться к вам за помощью.

Психолог женской консультации ГУЗ «Городская поликлиника №7 г. Гродно» Н.С. Лабецкая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *