Стратегия развития здравоохранения Республики Беларусь до 2020 года
Здоровье населения рассматривается как одно из главных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь. Важнейшей целью нашего государства в области охраны здоровья является снижение уровня заболеваний, распространение которых несет главную угрозу здоровью граждан и национальной безопасности. При этом только совершенствование системы здравоохранения, его модернизация в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях может обеспечить достижение этой цели. За последние годы здравоохранение республики достигло значительных результатов. По многим позициям, характеризующим медикодемографическое состояние страны, таким как качество оказания медицинской помощи, показатели здоровья населения, Республика Беларусь занимает лидирующее положение среди стран СНГ и пользуется заслуженным уважением мирового медицинского сообщества. Все это является следствием тщательно продуманной и взвешенной политики в области здравоохранения.
С момента образования Республики Беларусь как суверенного государства (1991 г.) в основу социального направления государственной политики положен принцип обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Первоочередная цель государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения – создание условий, позволяющих каждому человеку реализовать свое право на охрану здоровья.
Основные направления государственной политики в области здравоохранения:
- приоритетность мер профилактической направленности на основе формирования здорового образа жизни;
- качество и доступность медицинской помощи, в том числе лекарственного обеспечения;
- санитарно-эпидемическое благополучие населения и его будущих поколений.
Принципы государственной политики в области здравоохранения:
- обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;
- создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;
- приоритетность мер профилактической направленности;
- приоритетность развития первичной медицинской помощи;
- приоритетность медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения, несовершеннолетних, женщин во время беременности, родов и в восстановительный период после родов, инвалидов и ветеранов в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения и его будущих поколений;
- формирование ответственного отношения населения к сохранению, укреплению и восстановлению собственного здоровья и здоровья окружающих;
- ответственность республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов и других организаций за состояние здоровья населения;
- ответственность нанимателей за состояние здоровья работников.
Стратегия развития здравоохранения Республики Беларусь до
2020 года является основополагающим правовым актом системы здравоохранения, устанавливающим стратегические направления и соответствующие тактические действия по оптимизации деятельности системы здравоохранения Республики Беларусь на долгосрочную перспективу. Стратегия предусматривает улучшение потенциала здравоохранения, отвечающего современным требованиям, развитие новых направлений, ориентированных на потребности общества, а также улучшение межсекторального взаимодействия в формировании государственной политики в области охраны и укрепления здоровья.
Стратегия развития здравоохранения Республики Беларусь до 2020 года разработана на основе достижений здравоохранения Республики Беларусь и преемственности с Концепцией развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007 годы и направлена на закрепление достигнутых результатов и придание устойчивости системе здравоохранения.
Стратегия исходит из основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан и приоритета прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья. Правовой основой Стратегии развития здравоохранения Республики Беларусь до 2020 года являются положения Конституции Республики Беларусь, общепризнанные принципы и нормы международного права.
Цель Стратегии – повышение эффективности функционирования системы здравоохранения на основе повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, эффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов отрасли; усиления профилактической направленности здравоохранения при широком вовлечении населения и общественных организаций в формирование здорового образа жизни.
Реализация указанной цели будет строиться на следующих принципах:
- сохранение основ государственной системы здравоохранения, соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- усиление ответственности исполнительных органов всех уровней за реализацию государственной политики в области здравоохранения;
- государственная ответственность за здоровье граждан и ответственность граждан за свое здоровье;
- стратегическое планирование и обеспечение устойчивого развития отрасли здравоохранения;
- переход от управления расходами к управлению результатами;
- обеспечение социальной справедливости, доступности и преемственности медицинской и лекарственной помощи всем слоям населения;
- профилактическая направленность здравоохранения;обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения Республики Беларусь;
- единство медицинской науки и практики;
- практическая значимость и результативность.
Миссией Стратегии развития здравоохранения Республики Беларусь до 2020 года является дальнейшее проведение реформ в здравоохранении Республики Беларусь, направленных на закрепление и усиление проведенных преобразований, а также активное вовлечение широких слоев общества в процесс формирования здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии:
- повышение ответственности граждан за сохранение и улучшение собственного здоровья и здоровья окружающих путем совершенствования индивидуальных навыков и внедрения принципов здравосозидания;
- существенное повышение уровня обеспеченности населения услугами здравоохранения, улучшение качества медицинской помощи;
- решение проблем кадровой обеспеченности отрасли;
- улучшение показателей здоровья населения, снижение уровня временной и стойкой утраты трудоспособности;
- стабилизация показателей младенческой и материнской смертности;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
- снижение уровня распространенности неинфекционных социально значимых болезней;
- снижение смертности от ведущих социально значимых болезней.
- качестве медико-экономических индикаторов для оценки итогов реализации настоящей Стратегии будут использованы 4 группы показателей, характеризующих :
- улучшение медико-демографической ситуации в республике;
- повышение качества и доступности медицинской помощи;
- обеспечение качественными, эффективными и безопасными лекарственными средствами;
- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Этапы реализация Стратегии:
I этап – до 2013 года. Активизация процессов реструктуризации здравоохранения и перераспределения ресурсов на более эффективные направления деятельности, внедрения новых технологий для обеспечения перехода системы здравоохранения на качественно новый технологический уровень.
Закрепление позитивных изменений медико-демографических процессов.
II этап – до 2017 года. Переход на качественно новый уровень использования современных медицинских технологий оказания медицинской помощи. Повышение конкурентоспособности отрасли.
Улучшение состояния здоровья населения, снижение смертности в трудоспособном возрасте, снижение заболеваемости на основе развития профилактики болезней и повышения качества и доступности медицинской помощи.
III этап – до 2020 года. Создание эффективной белорусской модели здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медицинской помощью, создание системы управления качеством медицинской помощи.
Приоритетные направления развития здравоохранения
Основными приоритетными направлениями развития здравоохранения являются:
Совершенствование системы планирования, управления, финансирования, правового сопровождения развития здравоохранения:
- модернизация финансовой системы;
- создание национальной системы норм и стандартов оказания медицинской помощи населению на основе международных требований;
- совершенствование внебюджетной деятельности и регламентации платных услуг;
- реформирование системы оплаты труда медицинских работников с учетом качества их деятельности;
- обеспечение устойчивого курса отраслевой политики, направленного на улучшение состояния здоровья народа и совершенствование деятельности системы здравоохранения;
- сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении здравоохранением при ведущей роли Минздрава как органа, реализующего единую государственную политику охраны здоровья;
- развитие системы управления качеством медицинской помощи;
- приведение нормативной правовой базы здравоохранения в соответствие с требованиями нового этапа развития здравоохранения и создание Кодекса законов о здравоохранении Республики Беларусь.
Совершенствование, реструктуризация, модернизация здравоохранения путем внедрения ресурсосберегающих, экономически эффективных современных технологий:
- совершенствование системы предоставления качественных медицинских услуг на всех уровнях оказания медицинской помощи при ведущей роли первичной медицинской помощи;
- совершенствование охраны здоровья семьи, матери и ребенка как фундаментальной основы здоровья нации;
- приоритетное развитие первичной медицинской помощи с акцентом на внедрение института врача общей практики;
- дальнейшая реструктуризация и совершенствование стационарной медицинской помощи, развитие ресурсосберегающих организационных технологий в амбулаторных условиях (дневные стационары, центры амбулаторной хирургии, хирургия одного дня);
- оптимизация деятельности организаций здравоохранения республиканского уровня, направленная на улучшение доступности к высокотехнологичным видам медицинской помощи;
- создание эффективных механизмов интеграции и взаимодействия организаций здравоохранения на различных уровнях оказания медицинской помощи;
- развитие медико-социальной помощи;
- обеспечение качественными и безопасными лекарственными средствами, и изделиями медицинского назначения;
- развитие санитарно-эпидемиологической службы.
Развитие профилактического направления в системе здравоохранения, усиление мер ответственности за укрепление здоровья на индивидуальном, национальном, региональном и местном уровнях:
- разработка методов и форм ведения профилактических работ в современных условиях; совершенствование системы пропаганды и формирования здорового образа жизни;
- участие населения и общественных организаций в охране и укреплении здоровья;
- привлечение средств массовой информации к более активной работе
- общественностью по вопросам охраны и укрепления здоровья, повышению информированности населения.
Совершенствование кадровой политики и усиление роли медицинской науки:
- совершенствование системы подготовки и переподготовки медицинских кадров, развитие комплексной системы стратегического планирования кадровых ресурсов;
- обеспечение правовой и социальной защиты работника отрасли, повышение эффективности мероприятий по охране труда;
- концентрация интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов медицинской науки на решении первоочередных задач практического здравоохранения, усилении ее роли в обеспечении
- доступности и качества медицинской помощи, демографической безопасности страны, возрастание значения научно – инновационной деятельности в здравоохранении.
Совершенствование информатизации здравоохранения и создание единой системы мониторинга здоровья населения:
- создание и внедрение единой многоуровневой информационно-аналитической системы сбора и обработки статистической медицинской информации;
- развитие телекоммуникационной сети и средств телемедицины для улучшения качества диагностики и образовательного процесса.
Усиление роли и ответственности регионов за состояние здоровья населения:
- повышение заинтересованности региональных органов управления здравоохранением в улучшении качества медицинской помощи населению региона.
Развитие международного сотрудничества:
- осуществление международного сотрудничества в соответствии с основными приоритетами и направлениями развития медицинской помощи в Республике Беларусь.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Важнейшими факторами формирования здорового образа жизни принято считать воспитание и просвещение, цель которых – прививать и совершенствовать гигиенические знания, умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Согласно «Кодексу Республики Беларусь об образовании» одной из основных задач системы образования является «воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование».
Формирование установки (внутренней необходимости, потребности) на здоровый образ жизни становится важнейшей задачей не только органов образования, но также здравоохранения и социальной защиты. В 2011 году Приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь утверждены «Концепция реализации государственной политики формирования здорового образа жизни населения Республики Беларусь на период до 2020 года» и «Отраслевой план мероприятий по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья населения Республики Беларусь на период до 2015 года».
Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что существуют четыре составляющих, определяющих формирование здорового образа жизни:
- Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня информированности населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения. Полученные через средства массовой информации знания в той или иной степени влияют на поведение, а, следовательно, и на образ жизни человека. Информация должна быть обязательно ориентирована на целевые группы и учитывать интересы аудитории.
- «Обучение здоровью» – комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность всех заинтересованных субъектов, направленная на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни отдельных людей и общества в целом. Информация должна быть подкреплена личной заинтересованностью, что особенно важно в отношении молодежи, находящейся в зоне риска.
- Эффективные меры по снижению распространённости курения и потребления табачных изделий, алкоголя, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств. Успешность данного направления напрямую зависит от степени заинтересованности людей в собственном здоровье.
- Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления. Речь должна идти о борьбе с гиподинамией всеми доступными средствами, включая уроки физкультуры в школе, физкультпаузы на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки, походы и другие формы, приемлемые для массового использования. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки , другие простейшие спортивные сооружения могут с успехом стать местами обучения населения, особенно детей и молодежи, навыкам физической культуры. Особую роль должны играть летние оздоровительные учреждения как средство формирования здорового образа жизни.
Реализация на практике указанных положений будет способствовать формированию здорового образа жизни и сохранению здоровья населения – важнейшего богатства страны и каждого человека.